Расстройства аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте.
Признаки расстройства аутистического спектра:
- нарушения коммуникации. Ребёнок не стремится общаться со взрослыми и сверстниками. Предпочитает играть один, не пускает в свою игру взрослых и детей. Испытывает раздражение и злость на стремление взрослого к коммуникации с ним.
- стереотипии. Могут быть разнообразного характера: двигательные (хождение по кругу, прыжки на одном месте, навязчивые движения руками), речевые (повторение заученных фраз, пение песен), визуальные (слежение за водой, светом, наблюдение боковым зрением за предметами), тактильные (желание трогать определённые поверхности, неприязнь при прикосновении каких-то других материалов и веществ), вкусовые (желание облизать, пососать что-то), вестибулярные (качание на качелях долгое время, раскачивание своего тела самостоятельно), звуковые (закрывание ушей на определённые звуки), обонятельные (обнюхивание рук взрослого, каких-то предметов).
- нарушения понимания речи. Ребёнок не понимает обращённую речь чаще из-за проблем с восприятием, нарушений обработки слуховой информации и нарушений коммуникации (ему не надо понимать взрослого, нет мотивации).
- нарушения речи. У детей с РАС речь не формируется в соответствии с возрастом, редко используется для полноценной коммуникации. У многих детей речь может полностью отсутствовать. У кого-то остаётся на уровне функциональной речи: изъявления потребностей, описания того, что происходит сейчас.
- особенности развития всех высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Если какой-то из вышеперечисленных признаков вы обнаружили у своего ребёнка, то это не говорит о том, что у него расстройство аутистического спектра.
Чтобы поставить такой диагноз необходимо пройти медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. Иногда для постановки окончательного заключения может потребоваться пролонгированное наблюдение специалистами за ребёнком.
Записаться на психолого-педагогическую диагностику можно к специалистам нашего центра. Также мы предлагаем пройти совместную диагностику логопеда-дефектолога и нейропсихолога, которая позволит комплексно взглянуть на проблемы развития ребенка и получить заключение сразу двух специалистов.