Нормы развития ребёнка от 3 до 4 лет
В современном мире важно иметь четкое представление о потенциальных возможностях и способностях своего ребенка. В раннем детстве больше возможностей для коррекции уровня развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такое большое значение. Знание норм поэтапного развития ребёнка помогает не только выявить задержки, но и способствует своевременному, гармоничному развитию. Случается так, что в каких-то областях развития, мы сейчас говорим об интеллектуальном, моторном, психическом, речевом развитии, ребенок достигает высоких показателей, а в других областях с трудом достигает нижней границы нормы. Важно понимать и заботиться о гармоничном развитии ребенка. Упущение в той или иной области развития может отразится как на поведении ребенка, так и на его школьной успеваемости в будущем.
Почему важна диагностика детей раннего возраста?
В этом возрастном периоде имеется больше возможностей для коррекции за счет высокой пластичности мозга, чувствительности к воздействиям направленным на оптимизацию развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такую большую важность.
Речь
Речь ребенка в 3-4 года: словарь ребенка данного возраста составляет ориентировочно 1200—1300 слов. К уже имеющимся звукам добавляется произношение твердых звуков: С, 3, Ц. В этом возрасте ребенок уже замечает неправильное звукопроизношение других детей. Ребенок активно использует в своей речи названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст. Осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает и дифференцирует такие слова и понятия как: «большой» и «маленький», слова-обобщения (одежда, игрушки, посуда), начинает активно использовать их в своей речи. Увеличивается количество слов во фразе, предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, кису». Ребенок в своей речи уже употребляет союзы, использует все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только бытовыми словами, но уже встречаются и обобщения понятий, и оценочные слова («хорошо», «плохо»). В этом возрасте ребенок любит слушать много раз подряд знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, но пересказ своими словами для него еще не доступен. Понимает простые по сюжету картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. В это время мы можем наблюдать у детей увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики(сухарики), колоток (молоток), мазелин. Появляется так называемое «словотворчество»
Интеллект
В этом возрастном периоде ребенок уже знает разницу между понятиями «один» и «много». По характерной детали способен узнать целое: по ушам - зайца, по хвосту белку. Доступна операция на исключение понятия (четвертый лишний) при условии обозначения речью картинок одинаковым наименованием («цветок-цветок-цветок- грибок»). Может при помощи взрослого сложить матрешек одну в другую из 4-х и даже 5. Знает свое имя, фамилию, свой возраст (показывает с помощью пальчиков). Называет имя мамы, если видит ее. Называет имена людей из ближайшего окружения. Классифицирует на 2 группы, по цвету и по форме. Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Находит парные предметы на картинках (шапка и шарф, ваза и цветок, чашка и блюдце). Различает времена года. Знает и называет 6 основных цветов. Ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер). Период «почемучек» продолжается, задает вопросы: «кто?», «что? зачем? когда? почему?». С интересом рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах рассказывает сюжет. Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед. Воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит. Испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию.
Память
В этом возрасте ребенок запоминает уже три-четыре картинки и находит их среди нескольких (10-12) других. Способен запомнить три слова из пяти. Может повторить простую фразу из 6-7 слов. Знает несколько разных четверостиший. Повторяет с помощью взрослого небольшую прочитанную сказку. Вспоминает и отвечает на вопросы что делал утром, днем, вечером. Задает большое количество вопросов в день.
Крупная моторика
Ребенок уже умеет прыгать на двух ногах, спрыгивать с лестницы обеими ногами, перепрыгивать с разбега через черту. Может некоторое время простоять на одной ноге. Самостоятельно спускается по лестнице, не держась за перила, переставляя поочередно ноги. Прыгает примерно на 20 см в длину и подпрыгивает на 5 см в высоту, ориентировочно. Может перемещаться в пространстве со стаканом с водой. Ходит и бегает со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована. Умеет сдерживать движения по сигналу. Умеет бросать мяч двумя руками.
Мелкая моторика
Самостоятельно переливает воду из стакана в стакан. Складывает лист бумаги пополам, сгибая его посередине. Нанизывает бусинки на проволоку, либо на яркую леску. Показывает из пальцев «козу» и «колечко» обеими руками. Копирует круг, квадрат. Самостоятельно расстегивает пуговицы. Показывает по подражанию простые движения пальчиковой гимнастики. Рисует человека («головонога») без туловища. Держит карандаш пальцами (не всегда правильно). Самостоятельно разворачивает конфету, открывает спичечный коробок и другие упаковки.
Зрительное восприятие
Узнает перечеркнутые изображения (с некоторым затруднением), наложенные изображения (2-3 изображения из нескольких). Знает и отличает свою одежду от чужой. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы. Ориентируется на улице, узнает знакомые места. Узнает 6 геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, ромб, прямоугольник). Различает основные цвета возможно с некоторыми ошибками.
Слуховое восприятие
В этом возрасте ребенок уже может отстукивать простые ритмы по образцу. Различает на слух два удара. Показывает 6 названных частей тела. Выполняет просьбу из двух действий («возьми со стола машинку и принеси ее маме»). Определяет и показывает «больше» и «меньше», различает круглые предметы и с углами, «право/лево» (возможно с ошибками). Указывает по просьбе на предмет определенного цвета. Внимательно слушает рассказы и сказки.
Конструирование
Строит по образцу мост из кубиков. Собирает пирамидку с учетом размера колец. Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их.
Самообслуживание
Наливает самостоятельно в чашку воду (неаккуратно). Самостоятельно расстегивает и застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки с помощью взрослого. Полностью сам одевается под руководством взрослого, умывается, вытирает руки и лицо. Помогает в мелкой работе по дому. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку.
Игра
Играет в совместные общие игры в детском саду. Играет в театр (представления для других). Устойчивый интерес к определенным играм (появляются любимые игры). Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
Что должен уметь ребенок 3-х летнего возраста, который идет в детский сад:
- Ходить на горшок и проситься в туалет (не приученного к горшку ребенка точно так же конечно же примут в дошкольное учреждение — это не является поводом.
- Самостоятельно засыпать.
- Стараться есть самостоятельно.
- Заранее перейти на детсадовский режим дня. Нужно, чтобы малыш привык рано вставать, спать в обеденное время.
- Уметь попросить о помощи. Например, ребенок хочет пить, но не знает, как быть.
- Реагировать на слова взрослого: «можно», «нельзя», «стой»! Важно чтобы ребенок и понимал, и реагировал на слова взрослого.
Развитие каждого ребенка индивидуально: кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. Если у вас возникли сомнения или опасения по поводу развития ребенка, обратитесь к специалистам для проведения диагностики.