Нормы развития ребёнка от 2 до 3 лет (по мере взросления).
Не всегда родители имеют четкое представление о потенциальных возможностях и способностях ребенка. В раннем детстве имеется больше возможностей для коррекции развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такое большое значение. Знание норм поэтапного развития ребёнка помогает не только выявить задержки, но и способствует своевременному, гармоничному развитию.
Речевое развитие
Активный словарь детей данного возраста увеличивается в среднем на 100 слов ежемесячно. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок легко повторяет фразы, короткие стихи. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?», «Куда?». Говорит короткими предложениями из 3-4 слов. Комментирует свои действия. Например: "Саша моет руки" (ест, играет, кушает и т.п.). Высказывает свои потребности. Например: «Саша хочет мячик». У кого-то предложения становятся многословными, появляются сложные предложения (не всегда грамматически правильные). Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что делали, кого видели и т.д. и т.п.). Слушает с интересом сказки. Знает название частей лица и частей тела. Понимает предлоги и наречия: на, под, рядом, за/позади. Есть понимание слов «легкий», «большой». Знает местоимения: «мое», «ты», «я». Выражает желание словом. Владеет выразительными средствами речи: интонация, сила голоса, темп речи. и т.п. Задает вопросы. Пользуется словами: «До свидания, пока, спасибо». Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, которые не были непосредственно в его личном опыте. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Ребенок может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. В своей речи использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Возможно ребенок этого возраста пропускает слоги в середине слов для упрощения, присутствует неустойчивое произношение звуков. Употребляет слова «он», «она», «оно». Произносит правильно все звуки, кроме «р», «л» и шипящих.
Интеллект
В этом возрасте ребенок уже имеет первые представления о предметах и явлениях. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Саша хочет гулять». Узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографиях. Самостоятельно собирает матрешка (вкладывает в большую). Если говорить о мальчиках, то они проявляют большой интерес к членам семьи мужского пола. С удовольствием наблюдает за работой папы, дедушки, занимающихся к примеру починкой техники. Девочка же возможно будет проявлять интерес к шитью, вязанию и т.п. В этом возрастном периоде ребенок вступает в диалог по поводу иллюстраций, картинок рассматриваемых в книге. Проявляет интерес к прочитанному и просит повторить любимые произведения. С помощью взрослого ребенок уже собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех). Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок. Сортирует предметы по категориям: фрукты (груша-яблоко), игрушки (юла – кубики), группирует предметы на картинках (животные, одежда, мебель, посуда, люди). Начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка. Начинается период задавания вопросов. Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к столу, возьми мишку, принеси его мне). Вкладывает две матрешки одна в другую. Подбирает цвета по образцу (синий к синему). Различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.). Начало изобразительной деятельности. Ребенок может выполнять задания не отвлекаясь, в течение 5 минут. Находит 3-4 отличия между предметами. Выполняет задания по предложенному образцу.
Память
Запоминает имена близких (баба Оля, мама Катя) и друзей. Вслед за взрослым читает наизусть любимые стихи/потешки. Называет свои имя и фамилию. Отвечает на вопросы: «Во что любишь играть?» «Что ты ел на завтрак?». Знает несколько коротких стихотворений.
Крупная моторика
Ребенок хорошо бегает без падений. Самостоятельно приседает и встает. Встает с маленького стульчика без помощи рук. Катает мяч в паре со взрослым или сверстником: бросает мяч вдаль одной рукой; подбрасывает мяч вверх двумя руками; бросает мяч вниз. Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машинки и т.п.). Поднимается по лестнице держась за перила и ближе к 3-м годам без опоры. Один идет вверх и вниз по лестнице. Спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). Бросает мяч в цель на расстояние 60-70 см. Пробегает не менее 5 метров, не упав. Выполняет упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами и т.п.) повторяя за взрослым или следуя его инструкциям. Научается ездить на трехколесном велосипеде и соответственно сам жмет на педали. Прыгает на двух ногах, отталкиваясь и отрывая обе ноги от пола.
Мелкая моторика
По подражанию имитирует вертикальную линию. Чертит на бумаге. Поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, вставляет ключ в замочную скважину. Нанизывает на шнур шарик-бусину. Режет ножницами. Формируется предпочтение правой/левой руки. С опорой правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста. Как правило дети данного возраста уже правильно держат карандаш. Имитирует пишущие движения. С помощью пластилина, карандаша изображают простые предметы и называют их.
Зрительное восприятие
Показывает части тела на кукле. Находит переставленный на новое место предмет. Наблюдает за продуктивной деятельностью (строительством башенки). Распределяет правильно предметы (кубик к кубикам, кольцо к кольцам). Понимает смысл простых картинок с действием. Узнает соседей и гостей. Сортирует ложки и вилки. Зрительно дифференцирует местоположение предмета. Называет 4 основных цвета (красный, зеленый, желтый, синий). Узнает 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).
Слуховое восприятие
Ребенок данного этапа развития повторяет за взрослым предложение из 2-3 слов. Пытается петь. Начинает различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.
Конструирование
Может самостоятельно построить башню из 6-7 кубиков. Надевает колечки на палочку. Строит самостоятельно башню из 9 кубиков. Самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Эмоции, коммуникация, поведение. Мотает головой в знак несогласия. Может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками. Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними. Во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям. Начинает проявлять некоторую сдержанность, умение «немного подождать», т.е. некоторую способность к элементарной самоорганизации и самостоятельности. Возможно появление среди сверстников «любимого» друга, которому ребенок симпатизирует больше, чем другим. Здоровается и прощается, употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Проявляет внимание, сочувствие к другим детям (делится игрушками, угощением, уступает). Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
Самообслуживание
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Не переворачивает ложку при кормлении. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка - для супа; маленькая - для чая. Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно), пьет. Сосет жидкость через соломинку. При приеме пищи садится за стол. Контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок в дневное время. Проявляет стремление к самостоятельности в бытовых ситуациях «Я сам!». Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую кофточку, сапожки и т.п.), радуется, если его наряды замечают посторонние. Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого. Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Знает привычные места одежды, посуды, игрушек. течение дня, как правило, сух и чист. Как правило, остается сухим ночью.
Игровая деятельность
С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе. Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Начинает подражать родителю того же пола. Возит за собой за веревочку игрушки на колесиках. Умеет играть с песком: самостоятельно делает куличики, используя разные формы и совочек. Разыгрывает с игрушками развернутые сюжеты: кормление куклы, сборы на прогулку и т.д. В присутствии других детей играет сам по себе (параллельная игра). Собирает пирамидку по порядку. В игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д. Целенаправленно двигает предмет (машинку и т.д.) Помогает убирать игрушки. Может переносить бьющиеся предметы и играть с ними.